Ансамбль танцев XVII — XIX века «Рондино»

La Tempête

La Tempête (Тампет венский)

Происхожнение: Тампет сохранился в народной немецкой традиции как минимум в двух вариантах. Один из них, распространенный в Вене, приведен в этой статье.
Запись: Евгения Соленикова.
Начальная позиция: Все танцующие встают в пары, а пары — в шеренги по 4 человека (кавалеры стоят слева от своих дам). Все шеренги встают в колонну, так чтобы одна шеренга стояла лицом в хвост колонны, следующая — лицом в голову, третья снова лицом в хвост, четвертам снова лицом в голову и т. д. Т. о. у каждой пары есть партнеры визави (напротив) и пара, стоящая рядом (справа или слева).

1 часть

СчетыОписание
1 – 4 Пары, стоящие друг напротив друга сходятся.
5 – 8 Расходятся.
9 – 16 Demi-chaine de dame в парах визави.
17 – 32 Повторение счетов 1 – 16.

2 часть

СчетыОписание
1 – 8 Пары, стоящие в одном ряду, меняются местами. Пара, стоявшая справа, проходит впереди. Танцующие двигаются мелким медленным галопом.
9 – 16 Пары возвращаются на свои места. Та пара, что шла спереди, теперь проходит сзади.
17 – 24 Мулине в четвеках правыми руками (танцуется с парой визави).
25 – 32 Мулине в четверках левыми руками.

3 часть

СчетыОписание
1 – 16 Мулине всех четырех пар: дамы протягивают в центр правые руки, а левыми берут под руку кавалеров.
17 – 32 Мулине всех четырех пар: кавалеры протягивают в центр левые руки, а правые по-прежнему поданы дамам

4 часть

СчетыОписание
1 – 8 В четверках с парами визави все берутся за руки и проходят полкруга по часовой стрелке
9 – 16 Demi-chaine anglese с парой визави.
17 – 20 Пары, стоящие друг напротив друга, сходятся.
21 – 24 Расходятся.
25 – 32

Пары, стоящие спиной к голове колонны поднимают руки «воротиками» и двигаются на всетречу парам визави, пропуская их под поднятыми руками и проходя на их место. Пары визави проходят под воротиками и проходят на место своих партнеров.

Танец повторяется с новыми партнерами. Когда шеренга доходит до конца колонны, то танцующие в ней пропускают одно проведение, во время которого каждая пара поворачивается во круг своей оси (так, чтобы кавалер по-прежнему находился слева от дамы).

Варианты исполнения:

  • У Ивановского этот танец конца 18 — начала 19 вв. описывается так:

    Тампет** — это своеобразный отклик салонов на французскую буржуазную революцию. В конце XVIII века находчивые учителя танцев предложили салону «тампет», что означает в переводе «буря». Характерной чертой этого танца является неограниченное число пар, самостоятельность каждой пары, троекратное битье в ладоши и легкие прыжки — «па тампет». Все это явно свидетельствует о заимствовании тампета из народного танца. На фоне гавотов и контрдансов тампет, с его вольностями и резкими движениями, действительно напоминал бурю. Па тампет можно делать на месте, вперед, назад, по кругу. Состоит он из легкого подскока на правой ноге и последующего притоптывания левой. Затем делается подскок на левой и притоптывание правой. Позже и этот шаг заменили обыкновенным chasse. Тампет включает в себя также balance (на 2Д) на месте и с продвижением вперед и назад, tour de mains, chasse croise, tour de mains, traversee, passe с ближайшей парой. Современник этого танца Л. Петровский говорит о тампете так: «Особенную приятность сообщает ему то, что от самого начала до конца все находятся в беспрерывном действии».

    ** Описание заимствовано из книги Л. Петровского «Правила для благородных общественных танцев.»

  • В некоторых городах принято танцевать схему, составленную Алексеем Мачехиным.