Ансамбль танцев XVII — XIX века «Рондино»
Лансье (Lancers Quadrille)
Лансье (Lancers Quadrille)
Источник: Ивановский Н. П. Бальный танец XVI-XIX веков. Л.-М., 1948 г.
Построение: В основу лансье положен квадрат — каре, подобно старинным французским кадрилям: первая и вторая пара — визави, третья и четвертая пара — контрвизави. Против первой пары занимает место вторая пара, направо от первой пары третья пара и налево от первой пары четвертая пара.
Лансье состоит из пяти фигур: Первая фигура — La Dorset. Вторая фигура — La Victoria. Третья фигура — Les Moulinets. Четвертая фигура — Les Visites. Пятая фигура — Grande chaine ou Les Lanciers. Перед каждой фигурой исполняется интродукция (8 тактов), за исключением последней фигуры, которая начинается прямо с танца.
1-ая фигура — La Dorset
Музыкальный размер 6/8
Такты | Описание |
---|---|
1 – 8 | Интродукция. Первые четыре такта все танцующие выжидают, на пятый и шестой такты кавалеры и дамы делают поклон друг другу вправо, на седьмой и восьмой такты они занимают свои места. |
9 – 16 | Кавалер первой пары и дама второй пары делают chasse вперед и два pas eleve, chasse назад и два pas eleve; затем, подав друг другу правые руки, исполняют chasse по кругу вправо на croise до своего места. Придя на свое место, кавалер подает правую руку своей даме, а дама левую руку своему кавалеру. |
17 – 24 | Traversee. Первая и вторая пары переходят на стороны визави: кавалер — причем первая пара пропускает в середину вторую пару. Перейдя на сторону визави и повернувшись лицом к своему покинутому месту, кавалеры находятся с правой стороны своих дам и подают им левые руки для возвращения на свое место. Возвращаясь на свое место, первая пара проходит в середине третьей формой chasse и заканчивает переход так, чтобы в каждой паре дама опять оказалась справа. В первый раз в середине пропускается всегда та пара, дама которой начала фигуру. |
25 – 32 | Все кавалеры поворачиваются налево к дамам контрвизави и отдают поклон (шаг) налево; это занимает два такта, на следующие два такта все дамы отдают поклон кавалеру контрвизави и, взявшись за руки, исполняют вправо по кругу chasse (четвертая форма chasse А) до своего места. |
Вся фигура полностью повторяется, причем начинают кавалер второй пары и дама первой пары и т.д.
2-ая часть — La Victoria.
Музыкальный размер 2/4
Такты | Описание |
---|---|
1 – 8 | Интродукция и поклоны. |
9 – 16 | Начинает первая пара. Кавалер правой рукой держит левую руку дамы. Chasse вперед и два pas eleve, потом то же назад; при повторении кавалер делает полностью то же, что и в первый раз, а дама во втором случае делает одно chasse с поворотом налево и chasse назад с двумя pas eleve. Таким образом, оба танцующих оказываются лицом друг к другу. |
17 – 24 | Chasse croise. Оба танцующих левым плечом выполняют chasse croise на первые четыре такта, а на вторые четыре такта — тур за руки до своего места. Когда танцующая пара возвращается на свое место, кавалеры пар контрвизави, т. е. третьей и четвертой пары, стоящих справа и слева, отводят своих дам к паре направо, а сами отходят к паре налево; образуется две линии, по две пары на nbsp;каждой стороне, которые должны взяться между собой за руки так, чтобы руки кавалеров были снизу. |
25 – 32 | Обе линии делают chasse вперед и два pas eleve, потом то же назад. Затем каждый кавалер подает обе руки своей даме, с которой исполняет тур, держась за руки , до своего места. |
Остальные пары поочередно повторяют полностью всю фигуру
3-я фигура — Les Moulinets.
Музыкальный размер 6/8
Такты | Описание |
---|---|
1 – 8 | Интродукция и поклоны. |
9 – 16 | Кавалер первой пары соло: chasse вперед и два pas eleve (2 такта). Оба танцующих отдают друг другу большой продолжительный поклон влево (2 такта). Если кавалер сделает поклон вправо, то он окажется спиной к своей даме. После поклона оба танцующих отходят назад на свое место (2 такта — chasse и 2 такта — pas eleve). |
17 – 24 | «Мельница». Все дамы, исполняя chasse поочередно то с правой, то с левой ноги, продвигаются к середине каре, подавая на мгновение друг другу правые руки (на уровне глаз), а дойдя каждая до своего кавалера визави, подает ему левую руку и продолжает с ним тур за руки; затем дамы возвращаются обратно, так же подавая правую руку друг другу, а левую руку своему кавалеру, делают с ним тур и приходят на свои места. Все танцующие поочередно исполняют эту фигуру. |
Остальные пары поочередно повторяют полностью всю фигуру
4-ая фигура — Les Visites.
Музыкальный размер 6/8
Такты | Описание |
---|---|
1 – 8 | Интродукция и поклоны. |
9 – 16 | Первая пара «делает визиты» паре направо и паре налево. На первые четыре такта первая пара проходит по кругу мимо третьей и четвертой пар и останавливается лицом к паре направо, т.е. к третьей паре (этот ход – три chasse и два pas eleve). На пятый и шестой такты первая пара отдает поклон третьей паре, которая одновременно отвечает (обе пары при поклоне делают шаг вправо). На седьмой и восьмой такты первая пара поворачивается влево так, чтобы встать лицом к четвертой паре. |
17 – 24 | На первые два такта дамы первой и четвертой пар проходят налево впереди своих кавалеров (chasse и два pas eleve). Кавалеры делают вправо на вторые два такта два небольших balance; дамы налево и направо, кавалеры направо и налево. На следующие четыре такта кавалеры подают обе руки своим дамам и исполняют с ними тур до своего места |
25 – 32 | Первая и вторая пары исполняют chaine anglaise, переходя на сторону визави; дамы проходят в середину, кавалеры крестообразно сзади своих дам, потом обратный ход полностью до своего места. |
Все пары поочередно повторяют полностью всю четвертую фигуру.
5-ая фигура — Grande chaine ou Les Lanciers.
Музыкальный размер 2/4
Такты | Описание |
---|---|
1 – 8 | Все кавалеры подают левую руку своей даме; все дамы и кавалеры обращены лицом друг к другу. Все танцующие двигаются вперед по кругу (chasse) в том направлении, куда они были обращены лицом, подавая поочередно то правую, то левую руку встречающимся кавалерам и дамам. Дойдя до своей дамы, кавалеры, не подавая ей руки, отдают ей поклон вправо, дамы отвечают поклоном. Таким образом, на четыре такта приходится половина круга, на два такта кланяются кавалеры и на два такта отвечают дамы. |
9 – 16 | Полное повторение предыдущих восьми тактов, после которых все танцующие снова находятся на своих местах. |
17 – 24 | Первая пара выходит по кругу мимо третьей, второй и четвертой пар (среди каре) тремя chasse и двумя pas eleve и доходит до своего места, к которому она становится лицом, при этом к паре визави она обращена спиной. Этот ход занимает четыре такта. На пятый и шестой такты пара справа (третья пара) подходит и становится сзади первой пары; на седьмой и восьмой такты подходит пара слева (четвертая пара) и становится сзади третьей пары. Вторая пара остается на своем месте. Подход третьей и четвертой пары исполняется chasse и двумя pas eleve. |
25 – 32 | Образовавшаяся колонна из четырех пар pas eleve, кавалеры вправо, сзади своих дам, — chasse и два pas eleve. Затем дамы делают balance влево и вправо, а кавалеры — balance вправо и влево (4 такта). На следующие четыре такта — повторение полностью до возвращения на свое место. |
33 – 40 | Все дамы двигаются по полукругу вправо, до места второй пары, кавалеры — налево, также до места второй пары; они встречаются у места визави (второй пары) и, встретившись каждый со своей дамой, подают ей руку и возвращаются, где дамы отступают всей линией назад, а кавалеры всей линией тоже назад, к местам контрвизави. Весь этот танцевальный рисунок и дамы и кавалеры начинают правой ногой в свою сторону: пять chasse (попеременно то одной, то другой ногой), потом два pas eleve вперед, а когда линии расходятся в сторону контрвизави, то каждая линия делает одно chasse назад и два pas eleve назад. |
41 – 44 | Обе линии делают chasse croise вперед и назад (встречаются левым плечом). |
45 – 48 | Тур за руки со своей дамой до своего места. |
Затем полностью повторяется вся фигура для следующих пар. Когда четвертая пара заканчивает всю фигуру, то исполняется полностью последний chaine, без остановки в середине круга (8 тактов). Когда все танцующие придут на свои места, все кавалеры отдают поклон дамам контрвизави налево (2 такта). Дамы отвечают (2 такта). После этого кавалеры поворачиваются к своим дамам и отдают им поклон (2 такта); дамы отвечают (2 такта).
Примечание: Настоящее описание полностью взято из книги выдающегося советского балетмейстера Н. П. Ивановского. Но кадриль появилась еще в 1817 г. в Англии и за почти две сотни лет своего существования имела много разных вариаций.