Ансамбль танцев XVII — XIX века «Рондино»
Вальс-котильон современный
Вальс-котильон современный
Датировка: современная версия танца, известного с 1870-х годов.
Происхождение: танец появился в Ирландии как противопоставление «Лансье» и был широко распространен в конце XIX века. Далее сохранялся в традиции ирландских сетов, и известен в ней и поныне.
Записан: Марией Разумеевой (преподаватель Санкт-Петербургской школы HDDS).
Музыка: вальс, 8+4х80.
Исходное положение: кадриль.
Нумерация пар: напротив первой стоит вторая, слева от первой — третья, справа — 4-я (внимание! нумерация отличается от обычной кадрильной). 1-я и 2-я пары называются top-пары, 3-я и 4-я — side-пары.
Такты | Описание | Название фигуры |
---|---|---|
1–8 | На начало танца все стоят в «сетовом» квадрате. На последние 4 такта кланяются сначала партнёру «по углу», потом своему. | Интродукция. |
1–8 | 1я top пара «показывает даму» — вальсовое кружение внутри сетового квадрата. | House within the set. |
9–24 | Меняются top-дамы, дважды поворачиваясь по часовой стрелке (4 такта), затем top-кавалеры, тоже поворачиваясь (4 такта). Потом фигура повторяется side-дамами и side-кавалерами (8 тактов). | Одиночная смена. |
25–32 | Обе top пары возвращаются в вальсе на свои места (4 такта). Потом эту фигуру повторяют обе side пары (4 такта). | Смена в парах. |
33–64 |
Все поворачиваются к своим партнёрам, берутся правыми руками, делают 2 небольших шага на месте (setting steps), после чего молодой человек проворачивает девушку под рукой и они меняются местами, не меняя направления движения (4 такта). Фигура повторяется ещё 7 раз с партнёрами по ходу движения — до своих мест в квадрате. При этом руки с предыдущим партнёром расцепляются не сразу, а только после setting steps с новым партнёром. На последнем повторении пары должны выстроиться в крест лицом против часовой стрелки. Для этого девушка должна при последней смене мест немного не довернуться (пол оборота вместо целого), или, наоборот, провернуться гораздо быстрее, чем обычно, а молодой человек — идти не по кругу, а сразу на своё место в кресте, чтобы вовремя поймать девушку. |
Grand chain. |
65–72 | За 6 тактов все проходят полный круг, на последние 2 такта юноша проворачивает девушку под обеими руками и партнёры берутся в вальсовый хват. | Lead around. |
73–80 | За каждые 2 такта пары вальсируют на место следующей (против часовой стрелки) пары. | House around. |
Далее танец повторяется для 1й side пары (слева от 1й top). При этом очерёдность side и top пар в 2 × 3 фигурах меняется. Потом танцуют 2е top и 2е side пары. Если после этого музыка ещё звучит — пары разбиваются и танцуют обычный вальс. |
Примечания
Замечания по стилю:
Во второй фигуре девушки при размене придерживают платья правой рукой, а юноши — держат руку за спиной.
В четвёртой фигуре надо стараться держать исходный восьмиугольник, если подходить слишком близко к следующему партнёру, то фигура ломается.
Вариации:
Существует также другой вариант 4 фигуры. В нём не делаются setting steps и, соответственно, весь chain занимает 16 тактов. При этом танец лучше ложится на музыку (полный проход для пары занимает ровно 2 «квадрата»), но требует очень чётко ведущих молодых людей и хорошего вестибулярного аппарата у всех девушек в сете.
Описания конца XIX века можно так же посмотреть в виде текста.