Ансамбль танцев XVII — XIX века «Рондино»

Вальс-Миньон

Вальс-Миньон.

Датировка: миньон (который мы сейчас называем вальсом-миньоном), судя по информации, приведенной Ивановским, был создан в конце 19 в. ( у Васильевой стоит примечание: Танец сочинен Н. Гавликовским. См.: Гавликовский. Н. «Руководство для изучения танцев» Спб., 1907. )
Источник: Ивановский  Н. П. «Бальный танец XVI-XIX веков», Л.-М., 1948. В настоящее время он активно исполняется в рамках отечественной программы СБТ.
Записан: Евгенией Солениковой

Музыкальный размер: 3/4 (вальс)

Танец состоит из двух частей.

1 часть (вальс-миньон)

ТактыОписание
Затакт Плие.
1 Па глиссе по линии танца (у дамы с правой, у кавалера с левой ноги).
2 Первая половина па вальса в правую сторону.
3 Па глиссе по линии танца (у дамы с левой, у кавалера с правой ноги).
4 Вторая половина па вальса в правую сторону.
5-8 Повторение 1-4 тактов.

2 часть (вариации, исполняются на 8 тактов)

Из современной танцевальной практики мне известны три вариации:

1. Из Ивановского, повторено у Васильевой, также исполняется на балах СБТшников в СПб:

ТактыОписание
1 Балансе вперед по линии танца, соединенные руки (правая дамы и левая кавалера) поднимаются над головой.
2 «Кавалер снимает правую руку с талии дамы и с правой ноги делает полтура вальса вправо, дама делает это движение с левой ноги влево. Соединенные руки плавно опускаются вниз». Танцующие оказываются в положении dos-a-dos (спина к спине).
3 Балансе назад по линии танца.
4 Переход в положение vis-a-vis (лицо к лицу). «Кавалер влево, а дама вправо делают полтура вальса и принимают исходное положение».
5-8 Повторение 1-4 тактов.

2. Из танцевальной практики москвичей, предположительно придумана Териеном:

ТактыОписание
1 Одиночное балансе против линии танца.
2 Раскрытие по линии танца без продвижения.
3 Променад обоих партнеров по линии танца.
4 Закрытие по линии танца без продвижения.
5-8 Повторение 1-4 тактов.

3. Показано томичами на экзамене на ФСТ-6:

ТактыОписание
1 Раскрытие по линии танца с продвижением.
2-3 Променад по линии танца.
4 Закрытие по линии танца с продвижением.
5 Раскрытие по линии танца с продвижением.
6 Променад по линии танца.
7-8 «Соло» (dos-a-dos и vis-à-vis вальсовым шагом).

Обратившись к другим источником, я обнаружила следующее описание:
Из книги Х. Шунина Бальные и балетные танцы. Практический самоучитель. М., 1904, с.104:

Миньон
Миньон танец составной.
Первые восемь тактов его танцуют так:
1) Кавалер левой, а дама правой делают шассе вперед, на вторую четверть. Как кавалер, так и дама придвигают к пятке ноги, становясь на носки. При третьей четверти танцующие поднимают руки кверху и опускаются на подошвы. Далее, второй такт дама левую ногу, а кавалер правую, скользя отодвигают назад во вторую четверть. Затем, приподнимаясь, придвигают ноги в третью позицию и опускаются на пятки, при этих движениях танцующие держат руки вниз. Потом один такт, делают тур лицом друг к другу, а второй такт такой же тур, спиной друг к другу. После чего повторяют эти четыре такта сначала, а в заключение танцуют восемь тактов вальса.
Значит танец состоит из 8 тактов, напоминающих па менуэта и 8 тактов вальса«.

Мне кажется, что часть «вариация» по этому описанию может быть разобрана так:

ТактыОписание
Шассе (может быть заменено на глиссе, аналогичное глиссе из вальсовой части) по линии танца.
2 Глиссе против линии танца.
3-4 «Соло» (dos-a-dos и vis-à-vis вальсовым шагом).
5-8 Повторение предыдущих четырех тактов.

Вальсовая часть у Шухнина дана в упрощенном виде (глиссе заменены на вальсовые шаги), но небольшое упрощение вообще характерно для этого автора.
При наличии такого количества вариаций, я консультировалась с несколькими преподавателями СБТ из Петербурга, о том, что же правильно, а что нет. Они подтвердили мое мнение о том, что миньон слегка изменился за последние сто лет, и наиболее правильным будет вариант, при котором партнеры сами решают, какие вариации они танцуют, чередуют их или нет. (Т.е. схема танца аналогична многими любимому «народному» скоттишу).

Существуют еще два варианта, не полностью подходящие под эту схему:

Первый вариант: клип №1355 с сайта Дансилла (видео записано в Швеции)

ТактыОписание
1 Продвижение с раскрытие.
2 Продвижение с закрытием.
3-4 «Соло» (dos-a-dos и vis-à-vis вальсовым шагом).
5-8 Повторение предыдущих четырех тактов.
9-10 Два глиссе по линии танца.
11-12 Два глиссе против линии танца.
13-16 Четыре шага вальса.

Скорее всего, это результат эволюции миньона, происходившей в Западной Европе: здесь все глиссе собраны вместе, и все вальсовые шаги также вместе.

В книге И. И. Иванова Новейший самоучитель бальных танцев., М, 1911 помещено следующее описание (с.40-41):

«Дама кладет правую руку в левую руку кавалера, свободной рукой дама придерживает слегка приподнятое платье; кавалер правую руку держит у своей талии. Дама правой, а кавалер левой ногой скользят вперед и делают на них остановку, середину другой ноги танцующие приставляют к каблуку ноги, на которой останавливаются и затем приподнимаются на пальцы, опуская выставленную вперед ногу на каблук; левой ногой скользят в сторону и передвигаются корпусом на эту ногу; правую ногу отодвигают к левой на небольшое разстояние, причем носок правой ноги слегка касается пола, затем делают полуоборот назад вправо, придвигая правую ногу к левой, не отрывая от полу ни той, ни другой ноги и опираясь корпусом на левую ногу; далее кавалер и дама, смотря друг на друга, не выпускают рук и скользят левой ногой в сторону, передаваясь корпусом на левую ногу, правую ногу придвигают к передней части левой ступени и приподнимаются слегка на носок, правую ногу опускают на каблук, передаваясь корпусом на эту же ногу».

Здесь явно «нехватает» большей половины танца. Впрочем, эта книга «отличается» неполноценными описаниями (ср. описание па-де-граса, в котором просто пропала часть шагов)

Кроме вышеописанных, в Интернете был найден финский вальс под названием Mignonvals eller Spinn spinn