Ансамбль танцев XVII — XIX века «Рондино»
Год в истории танца: 1816
1816 иногда упоминается как год, когда вальс шокировал лондонское общество, и, благодаря этому, приобрел невиданную популярность. На самом деле это произошло на несколько лет раньше, но новый танец по-прежнему привлекал большое внимание. Также в 1816 году были и другие танцы, о чём свидетельствуют объявления и другие источники той эпохи.
На троне королевства Франция — Людовик XVIII. 22 февраля 1816 года в Парижской опере прошла премьера балета "Венецианский карнавал" Луи-Жака Милона: этот балет останется в репертуаре театра более чем на 20 лет. Другие балеты снискали меньшую популярность. "Гамлет" хореографии Луиса Генри, впервые представленный широкой публике в театре де ла Порт-Сен-Мартен 28 февраля 1816 года, был дан 47 раз, но шёл на сцене не дольше года. Не считая либретто двух упомянутых выше балетов, а также нескольких прочих балетных представлений, скорее всего, во Франции 1816 года не было других публикаций на танцевальную тематику.
В это же время в Великобритании Принц-регент правит от имени своего недееспособного отца, короля Георга III. Самым заметным событием года стал брак дочери короля, принцессы Шарлотты, с принцем Леопольдом Саксен-Кобургским, состоявшийся 2 мая 1816. На сценах театров ставились, в основном, комедии и трагедии (многие из них были постановками, проведшими на сцене уже несколько лет), а также ежегодные Рождественские пантомимы (музыкальные пьесы-сказки): главный драматический театр британской столицы, театр Друри-Лейн, предлагал постановку "Арлекин Трубач, или Рождественский пирог", тогда как в театре Ковент-Гарден шёл "Арлекин и Сильфида из Дуба, или Слепой Нищий из Бетнал Грин". "Пантомимы" уже начинает выглядеть очень похоже на современные мюзиклы. Театр Ковент-Гарден также предлагал балетное представление под названием "Серальоу" (от тюрк. sarai - "дворец"), с участием испанских танцоров, который были представлены в афишах как "ла сеньор Рамос и эль сеньор Луенго, (премьеры сцены Мадридского двора) – которые представят свои национальные танцы". Кроме того, в Королевском театре появилась балетная труппа из Франции, возглавляемая Арманом Вестрисом (сыном Огюста Вестриса, который поразил зрителей своим первым выступлением в Лондоне в 1781 году).
В отличие от Парижа, в 1816 году в Лондоне вышло несколько изданий, посвященных танцам. Помимо второго издания сборника Пейна со вторым, третьим и четвертым сетом кадрилей, были изданы несколько публикаций танцмейстера Томаса Вилсона. Впервые увидела свет книга под названием A Companion to the Ball-Room (Спутник в бальной зале, Спутник на бале). Фактически, это было второе издание The Treasures of Terpsichore (Сокровища Терпсихоры), вышедшей в 1809 году, но этот сборник контрдансов имеет и иное, сбивающее с толку, название. Вдобавок, Вилсон опубликовал свою книгу The Quadrille Instructor (Наставник в кадрилях), а также новое издание сборника Le Sylphe. An Elegant Collection of Twenty Four Country Dances for the Year 1816 (Сильф. Элегантная (лучшая) коллекция из двадцати четырех контрдансов за 1816 год). Сборники Le Sylphe появлялись ежегодно в период с 1813 по 1818 год. Особый интерес вызывает книга Вилсона A Description of the Correct Method of Waltzing (Описание правильных способов вальсирования), которая объяснила, как танцевать французский медленный вальс, вальс-сотез и жетез, или быстрый вальс-сотез, а также немецкий вальс. Публикация этого труда Вилсона предшествовала дальнейшему появлению нового танца на бале в честь Принца-регента 13 июля 1816.
Комментарии
Статья Мойры Гофф, помещенная в ее блоге, перевёл Тёрн (Кирилл Шерстюк)