Ансамбль танцев XVII — XIX века «Рондино»

Год в истории танца: 1716

На протяжении 1716 года как в Англии, так и во Франции произошло относительно мало политически важных событий. Якобитское восстание, которое началось в 1715 году, окончательно потерпело неудачу, когда Джеймс Эдуард Стюарт (Джеймс Старый Претендент) бежал через Шотландию во Францию в феврале 1716 года. В том же месяце в Лондоне было казнено несколько якобитских лидеров. Во Франции правил герцог Орлеанский — регент своего двоюродного племянника Людовика XV.

Парижская Опера не предложила никаких существенно новых работ в этом году, не считая возрождения постановки "Мещанин во дворянстве" (впервые с 1691 года). Впервые после закрытия театра итальянской комедии в 1697 году, Герцог Орлеанский пригласил в Париж труппу актеров комедии дель арте. И хотя на протяжении всего этого времени итальянские комедии и комики были представлены в рамках ярмарочных театров, теперь Новый Итальянский театр разместился в театре Пале-Рояль, что указывало на высшее королевское одобрение. Они дали свое первое выступление 18 мая (по новому стилю), и с тех пор регулярно играли там до конца 1716 года.

Было ли это простым совпадением, что в Лондоне зрители увидели начало пантомимы в том же году? Новый жанр был представлен не в Линкольнс-Инн-Филдс, где впоследствии в образе Арлекина прославится импрессарио Джон Рич, а на Друри-Лейн, куда сэр Ричард Стил привлек двух балаганных исполнителей для развлечения публики в антракте. 4 апреля 1716 года Сорин и Бакстер дали на Друри-Лейн дивертисмент "Причудливая смерть Арлекина". Они были описаны как актеры, "дающие самые разнообразные развлечения такого рода, недавно прибывшие из Парижа и лишь ненадолго остановившиеся в Англии". Из года в год театральные площадки Лондона предлагали в антракте между представлениями какой-либо номер с героями или сценами из комедии дель арте, но обозначение "Причудливой смерти Арлекина" как дивертисмента, было несомненно знаком чего-то нового.

Еще одним значимым событием стала публикация в Нюрнберге книги Грегорио Ламбранци Новая и занимательная театрально-танцевальная школа (Gregorio Lambranzi’s Neue und Curieuse Theatrialische Tantz-Schul) — коллекции из 101 гравюры, иллюстрирующей танцы (прим. перев.: в 1975 году в Лейпциге в издательстве фирмы Peters было выпущено факсимиле этой книги - оно есть в отделе нотных изданий и музыкальных звукозаписей в РНБ). Эта книга представляет собой практически единственное визуальное отображение танцев, поставленных на сценах по всей Европе. Эта гравюра показывает Арлекина и Скарамуша, по видимому, в "Итальянской ночной сцене", популярной в Лондонских театрах с начала 1700 годов и ставшей одной из родоначальников пантомимы.

Танцы, которые появились в описаниях на протяжении 1716 года не могли сильно различаться. В Париже Дизе публикует XIIII коллекцию танцев за 1716 год ( XIIIIe Recüeil de danses pour l’année 1716). Она содержала в себе два хореографических номера Клода Баллона, Гавот Короля на четырех (La Gavotte du Roy a quatre), дуэт Новый Бурре (La Bouree Nouvelle) и котильон Праздника Талии (Le Cotillon des Fetes Thalie), сочиненный самим Дизе. В предисловии Дизе пишет, что Ла Гавот дю Рой был создан для шестилетнего Людовика XV. Краткость и простота Ла Бурре Нувель позволяет предположить, что он также был создан для короля-ребенка. Котильон является ранним примером контрданса для восьми человек, который станет танцевальной манией 1760х.

В Лондоне Эдмунд Пембертон опубликовал танец "Принцесса Анна" Энтони Л'Аббе — "новый танец на день рождения ее Величества 1716 года", посвященный старшей внучке короля, юной наследной принцессе. Как и в предыдущем году, танец на день рождения был быстро украден музыкальным издателем Джоном Уолшем (в издании Танцы Исаака (Isaac's dances)), который также попытался сократить версию Пембертона. Тому ничего не оставалось кроме как осудить Уолша в Ивнинг пост от 14 июня 1716 года.

Пембертон работал на Уолша, записывал танцы и был явно знаком с кознями Уолша. Уолш сдался без боя. Предположительно покровители Пембертона (которые доходили до короля) были слишком сильны для него.

Публикация Пастушки (Stepherdess) — второго бального танца Келлома Томлинсона, форланы, могло стать чем-то большим, чем публичнвм скандалом за право опубликовать танец, сочиненный на день рождения придворным танцмейстером. Точно также появление 16го издания Танцмейстера (The Dancing-Master) (отпечатано У. Пирсоном, продавалось Джоном Янгом) (прим. от ред. речь идет об очередном издании сборника Плейфорда) и даже Двадцать четыре новых контрдансов на 1716 года Натаниэля Кунастона (отпечатано Уолшем и его партнером Харе) были просто частью естественного развития музыкальных и танцевальных публикаций.

Lambranzi, Neue und Curieuse Theatrialische Tantz-Schul (1716), Part 1, Plate 29

Комментарии

Статья Мойры Гофф, помещенная в ее блоге, перевод Алисы Мурзиной