Ансамбль танцев XVII — XIX века «Рондино»
Е.Соленикова. Контрдансы, ч.3
Окончание. Начало здесь.
Самым известным автором, писавшим о контрдансах, был Томас Вилсон, танцовщик Королевских театров, оставивший нам в наследство полтора десятка книг о разных танцах своего времени, из которых около десяти в той или иной мере касаются правил исполнения контрдансов или дают их описания [32; 36, с. 61–79]. Но прежде всего Вилсон рассказывает об умении держать себя в танце. «Никто не сможет отрицать, что легкость и грация украшают танец, и держаться красиво необходимо во всех случаях, ибо без этого самый умелый танцор (если рассматривать только фигуры и шаги) будет автоматически исполнять фигуры, но всеми средствами механизма можно достичь движений с большей легкостью, чем та, что доступна человеческому телу». Приятно и красиво могут смотреться только кривые и змеиные линии. «Мы так же можем обнаружить, что везде мягкое передвижение делается закругленными линиями, и резкое — прямыми, ибо любые птицы, звери, рыбы или насекомые бросаются на добычу по прямой, а резвятся по изогнутой линии». Чтобы танцевать красиво, каждая поза, каждое движение должны казаться, скорее, нечаянными, чем нарочными, ничего не должно выглядеть заученным, потому что это смотрится вымученным и абсолютно не сравнится с любым проявлением грациозной легкости. «Некоторые люди воображают, что упражнения с ногами — вот все, что требуется в танце, но позволю себе таким персонам напомнить, что для грациозного эффекта также необходимо обращать внимание на положение рук и кистей согласно с движениями ног, так как не только движения ног зачаровывают взгляд, но подача всей фигуры, движение каждой части согласно с другой, красивый подъем головы в исполнении шагов и фигур, легкое покачивание всего тела в прокручивании, хее и т. д., мягко поднятые руки, когда беретесь за руки с партнером, руки аккуратно изогнуты в то же время, без углов и без использования силы, когда берутся. Во всех движениях ног носки указывают вниз, и обычно вывернуты настолько, насколько может себе это танцор позволить» [32, с. 259–269].
Об этом же говорили и многие современники Вилсона — Кассиди, Lady of Distinction46 и др.
Приблизительно после 1820 г. контрдансы смещаются с танцевального Олимпа, их место занимают вальсы и кадрили. Сначала контрдансы еще танцевали, причем конкуренция пошла на пользу — появились новые типы построений, например, не на пары, а в колонну по три человека, или вариант, где партнеры первой пары менялись местами. Но начиная с 1830-х гг. контрдансы почти полностью были забыты и возродились к жизни в бальных залах только на рубеже XIX–XX вв.
Литература
- Garden Aylwen & John Танцы XVII в.
- Dani of the Seven Wells Происхождение английских контрдансов
- Cunningem, J.P. Dancing in the Inns of Court. London. 1965
- Кент Энн Каранто
- The English Dancing Master. London. 1651
- Еремин-Солеников Д.С. Шотландские рилы
- Garden Aylwen & John Танцы XVIII в.
- Евгения Соленикова Money Musk
- Wilson T. The complete system of English country dancing, [ок. 1820]