Ансамбль танцев XVII — XIX века «Рондино»

Е.Соленикова. Контрдансы, ч.3

Окончание. Начало здесь.

Самым известным автором, писавшим о контрдансах, был Томас Вилсон, танцовщик Королевских театров, оставивший нам в наследство полтора десятка книг о разных танцах своего времени, из которых около десяти в той или иной мере касаются правил исполнения контрдансов или дают их описания [32; 36, с. 61–79]. Но прежде всего Вилсон рассказывает об умении держать себя в танце. «Никто не сможет отрицать, что легкость и грация украшают танец, и держаться красиво необходимо во всех случаях, ибо без этого самый умелый танцор (если рассматривать только фигуры и шаги) будет автоматически исполнять фигуры, но всеми средствами механизма можно достичь движений с большей легкостью, чем та, что доступна человеческому телу». Приятно и красиво могут смотреться только кривые и змеиные линии. «Мы так же можем обнаружить, что везде мягкое передвижение делается закругленными линиями, и резкое — прямыми, ибо любые птицы, звери, рыбы или насекомые бросаются на добычу по прямой, а резвятся по изогнутой линии». Чтобы танцевать красиво, каждая поза, каждое движение должны казаться, скорее, нечаянными, чем нарочными, ничего не должно выглядеть заученным, потому что это смотрится вымученным и абсолютно не сравнится с любым проявлением грациозной легкости. «Некоторые люди воображают, что упражнения с ногами — вот все, что требуется в танце, но позволю себе таким персонам напомнить, что для грациозного эффекта также необходимо обращать внимание на положение рук и кистей согласно с движениями ног, так как не только движения ног зачаровывают взгляд, но подача всей фигуры, движение каждой части согласно с другой, красивый подъем головы в исполнении шагов и фигур, легкое покачивание всего тела в прокручивании, хее и т. д., мягко поднятые руки, когда беретесь за руки с партнером, руки аккуратно изогнуты в то же время, без углов и без использования силы, когда берутся. Во всех движениях ног носки указывают вниз, и обычно вывернуты настолько, насколько может себе это танцор позволить» [32, с. 259–269].

Об этом же говорили и многие современники Вилсона — Кассиди, Lady of Distinction46 и др.

Приблизительно после 1820 г. контрдансы смещаются с танцевального Олимпа, их место занимают вальсы и кадрили. Сначала контрдансы еще танцевали, причем конкуренция пошла на пользу — появились новые типы построений, например, не на пары, а в колонну по три человека, или вариант, где партнеры первой пары менялись местами. Но начиная с 1830-х гг. контрдансы почти полностью были забыты и возродились к жизни в бальных залах только на рубеже XIX–XX вв.

Литература

  1. Garden Aylwen & John Танцы XVII в.
  2. Dani of the Seven Wells Происхождение английских контрдансов
  3. Cunningem, J.P. Dancing in the Inns of Court. London. 1965
  4. Кент Энн Каранто
  5. The English Dancing Master. London. 1651
  6. Еремин-Солеников Д.С. Шотландские рилы
  7. Garden Aylwen & John Танцы XVIII в.
  8. Евгения Соленикова Money Musk
  9. Wilson T. The complete system of English country dancing, [ок. 1820]

Примечания

  • 46 back Этот псевдоним переводится как Леди Различие.