Ансамбль танцев XVII — XIX века «Рондино»
Е.Соленикова. Контрдансы ч.1
Е.Соленикова. Контрдансы (глава из книги «Старинные бальные танцы. Новое время» СПб 2010)
Контрданс, по-моему, — подобие брака. В том и другом главные достоинства человека — взаимные верность и обязательность. И мужчинам, которые предпочитают не жениться или не танцевать, не может быть дела до жен или дам их соседей.
Дж. Остин. «Нортенгерское аббатство».
Наиболее ярким явлением в истории общественных танцев XVI–XXI вв. являются контрдансы. Это единственный тип танцев, который, возникнув еще во времена Ренессанса, не исчерпал себя, не ограничен каким-то временем, но прошел через пять столетий и ныне продолжает жить и развиваться.
Первые свидетельства о существовании контрдансов относятся к XVI в. Однако их очень мало, и это всего лишь упоминания: в них не говорится ни о стиле танцев, ни о том, кто их исполнял и сколько человек, ни тем более не приводятся формы и фигуры конкретных танцев. Так, одно из наиболее известных упоминаний — это сообщение Сиднея Пайперса, который в 1600 г. отметил, что Елизавете I нравилось наблюдать за танцем ее фрейлин, и почти на каждом танцевальном вечере, на котором она присутствовала, для нее показывали старые и новые контрдансы [24].
Прочие упоминания столь же неинформативны. Однако исследователи, собирая все эти крохи информации, выстраивают такую гипотезу предыстории контрдансов: как придворные танцы они, по-видимому, восходят ко временам Елизаветы I — королеве нравилось любоваться местными, английскими танцами, отдыхая от привычных при дворе итальянских. Что нравится королеве — нравится и придворным, однако простые народные танцы наскучили своим техническим несовершенством, и они стали вносить туда привычные для них формы и фигуры из сложных танцев, сохранив, однако, главную особенность контрдансов — это были танцы на много пар. Так появились основные фигуры контрдансов, позже записанные Джоном Плейфордом [25]. По другой версии, столь же гипотетичной и столь же вероятной, контрдансы — это сохранившиеся в сельских усадьбах и смешавшиеся с традициями аллеманд танцы, привезенные в Англию с континента (прежде всего из Италии в XV в.), придворные танцы, которые вышли из моды при английском дворе [26].
В любом случае можно быть уверенным только в двух вещах: контрдансы формировались под влиянием, как минимум, двух традиций — придворной итальянской, достаточно хорошо нам известной и совсем неизвестной местной. Про последнюю мы достоверно знаем только то, что контрдансы танцевали под традиционные английские мелодии, упоминания о которых встречались еще в XVI в, а иногда и раньше.
В Англии контрдансы были популярны во всех слоях общества. В 1603 г. Томас Хейвуд в пьесе «Женщина, убитая добротой»21 вывел друзей, которые спорили с сельскими девушками и музыкантами на свадьбе джентльмена, какой танец станцевать: «The Shaking of the Sheets» («Потрясая саванами» — предлагалось в качестве шутки), «Rogero» («Роджеро»), «The Beginning of the World» («Сотворение мира»), «John Come Kis Me Now» («Джон пришел сейчас поцеловать меня»), «The Cushion dance» («Кухонный танец»), «Tom Tyler» («Том Тайлор»), «The Hunting of the Fox» («Охота на лис»), «The Hay» («Хей») или «Put on Your Smock a’ Monday» («Начти работать в понедельник»), пока, наконец, один из них не настоял на «Sellenger’s Round» («Селленджерс Раунд», второе название танца «The Beginning of the World») [24].
Также в 1602 г. в письме герцога Ворчестера к герцогу Шресби упоминалось, что перед очами ее величества, в небольших частных домах танцевали много контрдансов, а королева очень этим наслаждалась [24].
Французский посланник Марешальд Басомпьер в 1626 г. записал, что после прелестного балета при дворе его величества танцевались контрдансы до четырех часов утра [24].
В самых ранних записных книжках из Судебных Иннов22 не упоминаются контрдансы, но с 1628 г. эти танцы появляются и в записях членов судебной корпорации. В отчете о праздновании Рождества в Мидл Темпл в 1628 г. говорится, что танцевали бранли, гальярды, куранты, французские и сельские танцы (под последними имеются в виду контрдансы) [24]. Как контрданс можно трактовать и танец каранто, записанный в тех же манускриптах в 1570 г. [27]. А записная книжка 1648 г. описывает четыре контрданса, которые оказались версиями более поздних танцев, опубликованных Джоном Плейфордом [26].
Важно отметить, что в Англии не было четкого разделения между придворными и народными танцами, которое характерно для французской и итальянской традиций этого периода и которое позже пришло в танцы; в танце люди разных классов свободно смешивались, особенно когда речь шла о составлении полных сетов (классовое разделение было так хорошо организовано, что люди могли танцевать вместе без страха, что кто-то забудет о своем статусе). Примечательно, что по сравнению с французскими и другими континентальными танцами, в которых танцор выставлял себя напоказ перед партнером и которые часто были танцами одной пары или танцами-соло, английские предлагали танец не только в паре, но и с другими парами. Для таких танцев французские и итальянские мастера использовали выражение «Contra-danza» / «Contredanse» (аналогично музыкальной терминологии того времени — впервые название записано в Апологии танца23 в 1623 г.) [24]. Английский термин контрАдансы использовался как обозначение места происхождения (не из города), а французский контрЕдансы — как описание построения (стоим в колонне напротив своего партнера), но и те, и другие танцы противопоставлялись высокой манере придворных танцев. Два термина вскоре стали синонимами — оба обозначали на один и тот же стиль танцев, танцуемых и при дворе, и за его пределами.
Общественные танцы во все времена и во всех странах всегда имели недоброжелателей, и в первой половине XVII в. английские проповедники упорно осуждали танцы и развлечения. Так, Ричард Бакстер жаловался, что звуки труб и барабанов и танцы у майского дерева прерывают его изучение Библии, а Вильям Принн не сомневался в том, куда это все приведет, как он писал в 1632 г. в книге «Хисториомастикс»[24].
После установления в 1649 г. Кромвелем Содружества наций танцы стали воспринимать как потакание своим желаниям и сексуальные провокации, и люди могли быть оштрафованы за «смешанные танцы» (так назывались танцы в парах). Пуритане запрещали танцы почти во всех сферах жизни и одновременно старались заменить популярные веселые песни-кароли на гимны, основанные на псалмах. Общественные танцы и популярные песни тем не менее выжили. Листки с нотами и гравюры со старыми и новыми каролями стали характерной чертой рождественских ярмарок. Лорд-протектор Оливер Кромвель лично танцевал до рассвета на большом балу, который он давал в честь свадьбы своей дочери, и на котором играло не менее пятидесяти виолин. Танцевальные школы не запрещались, но их посещение считалось неразумным, в результате появилась необходимость в самоучителях[24]. В 1651 г. композитор, издатель и хозяин музыкального магазина Джон Плейфорд опубликовал «Английский танцевальный мастер» [28] — коллекцию из 105 «смешанных танцев». Он посвятил свою работу джентльменам из Корпорации судей (Судебных Иннов), и часть танцев имели ссылки в своих наименованиях на Инны.
Плейфордовский сборник24 был популярен далеко за пределами Иннов. Действительно, гордое включение слова «английские» в титул четко показывало, что это книжка не импортных танцев, но общедоступных местных. Книга выдержала множество переизданий, хотя и без слова «английский» на титуле и без посвящения джентльменам из Иннов.
В первом издании книги Плейфорда было сто пять танцев. Их основная общая черта — взаимодействие между парами. А пары эти могли для танца строиться по-разному: две пары лицом друг к другу; несколько пар по кругу (три, четыре или бесконечное множество); несколько пар в один лонгвей25 (три, четыре или бесконечное множество); квадрат из четырех пар. Особенно примечательны две последние схемы. Лонгвей из бесконечного количества пар сохранился как основной тип контрдансов до наших дней. В таком лонгвее все пары делятся на первые и вторые26 и в течение определенного времени (как правило, одного музыкального квадрата) танцуют набор фигур на две пары, причем в процессе пары обязательно меняются местами (первая двигается по колонне в одну сторону, вторая — в другую), и в следующем повторении танца27 обращаются к новым вторым или новым первым парам, с которыми продолжают его. Квадрат из четырех пар позволял делать интересные фигуры в центре и по кругу, это построение позже очень было популярно в разных, прежде всего европейских странах, и сохранилось в котильонах и кадрилях. Кроме того, в самых первых сборниках Плейфорда записаны некоторые танцы с построением, не характерным для контрдансов, но напоминающим о более раннем времени: например, лонгвей, где все пары танцевали одни и те же фигуры, но между собой не взаимодействовали. Такой танец (например, «New boe peep»28) может теоретически исполнять всего одна пара — это построение было характерно для английских аллеманд XVI в. Или другой вариант, представленный в танце «Dargason»29, где все стоят в единой линии и весь танец просто поочередно меняются местами. Этот танец является продолжением английской традиции танцев-хеев, позже в Шотландии получившей развитие в «шотландских рилах» («scotch reels») [29].
Другой особенностью первого и нескольких последующих сборников Плейфорда была так называемая плейфордовская формула — согласно ей танцы предлагалось танцевать на три куплета (lines, sides, arms30), разделенных припевами. В отличие от колонны на бесконечное число пар, которую можно было исполнять пока играла музыка, здесь танец заканчивался после последнего припева. Считается, что эта формула как раз и осталась в наследство английским контрдансам от итальянских танцев.
Исполнялись они на двойных шагах, также очень характерных для Европы XVI в.31 «Одинарные» шаги традиционно изучаются и описываются многими авторами, но реально их танцуют всего в одной фигуре — сет (шаг влево — приставить, шаг вправо — приставить). «Двойные» шаги до 1670 гг. считались основными шагами контрдансов. Однако мы ничего не знаем, в какой манере и как их танцевали — только саму структуру шага: шаг–шаг–шаг–приставить ногу. Поэтому наиболее интересно мнение Клауса Абромейта32, который предлагает вкладывать в шаг тот характер, который подсказывает звучащая музыка: при печальной идти робко и неуверенно, при бравурной — гордо, при веселой — радостно, можно даже подпрыгивая.
Также интересно разобраться, с какой ноги начинаются контрдансы. Ни в одном источнике это не сказано, но по косвенным данным удалось установить, что в середине XVII в. контрдансы начинались с левой ноги, как и танцы предшествующего периода. Позже вместе с распространением в Англии французской хореографии стали начинать танец с правой ноги, и по современной традиции так танцуют все контрдансы. Вместе с реставрацией монархии в 1660 г. танцы быстро вернулись в публичную жизнь. Карл II вернулся из Франции с любовью к музыке и танцам и с Самуэлем Пепусом, записавшим, что на новогоднем балу в Вайт Холле в 1662 г. после бранлей и Куранты танцевали контрдансы и король танцевал в первой паре «Cuckolds all a-row33 — старый английский танец» [24].
Любимый контрданс короля появился в первом издании книги Плейфорда, копию которого Пепус купил у автора за месяц или около того перед балом. Пепус не был увлеченным танцором. Он взлетел наверх как человек, поддерживавший пуритан и парламент, и не пробовал танцевать до 1661 г. Он плохо танцевал, а в эти годы умение хорошо танцевать было необходимо, чтобы сделаться «своим» в придворных кругах. И Пепус решил, что они с женой должны танцевать. В 1663 г. он пригласил танцевальных учителей Мэри Ашвел и мистера Пембертона к себе домой, но супруги Пепусы подозревали друг друга в измене, что приводило к ревности и ссорам (Пепус отмечает, что его жена приглашала учителя дважды в день, и после его ухода Пепус обследовал кровать, чтобы убедиться, что она не была использована для практических занятий). Уроки скоро прекратились. Пепус писал, что больше не было никаких танцев, что его коранто вскоре забылось, и что он может погрузиться в «спокойствие и дела снова» [24].
Пример Пепуса показателен: в это время многие считали танцмейстеров потенциальными любовниками их учениц и учеников. Вильям Вюрчели в1673 г. в пьесе «Джентльмен — танцевальный учитель» вывел возлюбленного Ипполиты, который прикрылся ролью учителя танцев, чтобы отец позволил его присутствие в доме и учил ее куранте, которую она должна была знать к свадьбе [24].
И хотя учителя были подозрительными персонами, танцы были обязанностью — не только континентальные танцы, но также и местные контрдансы. Большинство танцев из изданий Плейфорда 1651–1670 гг. можно определить как контрдансы: танцы, исполнявшиеся в провинциальных английских усадьбах еще до того, как их включили в коллекцию. В их хореографии было много фигур с поцелуями — современник-француз писал в дневнике о «целующихся англичанах». В первом издании книги Плейфорда есть не менее одиннадцати танцев с поцелуями. В Англии целоваться прилюдно считалось проявлением натуры, в то время как в других странах это было постыдно [25].
Примечания
- 21 back A Woman Killed with Kindness.
- 22 back В конце XVI — начале XVII вв. Судебные Инны (коллегия профессиональных адвокатов Лондона) проводили ежегодные зимние празднования с песнями и танцами. Танцы эти были достаточно формализованными, и стандартный набор из алеманд, паван и других похожих на них танцев практически не менялся на протяжении многих лет. Многие из них (с незначительными изменениями) описываются в шести дошедших до нас манускриптах (справка от Екатерины Смольняковой).
- 23 back Lauze’s Apologie de la danse.
- 24 back В мировой практике такие сборники традиционно называются manuals — мануалы.
- 25 back Longway — колонна из множества пар.
- 26 back Иногда на первые, вторые и третьи пары.
- 27 back Традиционно называется «проведение танца».
- 28 back Новые оглядки — название построено на танцевальных терминах и традиционно на русский язык не переводится.
- 29 back Это название с английского языка не переводится и, предположительно, является перефразировкой какого-то из валлийских названий.
- 30 back Расшифровку этих терминов см. в разделе «Контрдансы второй половины XVII в.».
- 31 back Описание шагов контрдансов см. в разделе «Контрдансы второй половины XVII в.».
- 32 back Высказанное им на осеннем семинате 2008 г. Фестиваля старинного танца.
- 33 back Название переводится как «Рогоносцы все в ряд».